Новые образовательные стандарты в детской музыкальной школе
Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских музыкальных школах и школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Федеральный закон № 145-ФЗ был разработан и принят в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, обеспечения права граждан на обучение и эстетическое воспитание, а также во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р. Данный федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в ХХ веке уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские музыкальные школы и школы искусств.
Федеральный закон № 145-ФЗ предусматривает:
— реализацию в ДМШ и ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями;
— выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения;
— полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, реализуемых в муниципальных детских музыкальных школах и школах искусств.
Образовательные программы в области искусств ориентированы на:
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
— выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
— выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечивается созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:
— организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);
— организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
— организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
— использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
— эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
— построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
— эффективное управление образовательным учреждением.
Деятельность учебных творческих коллективов регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).
Музыкальная школа осуществляет прием учащихся с 2013-2014 учебного года по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств со сроком обучения 8(9) лет по следующим программам:
* «Фортепиано»
* «Струнные инструменты»
*«Народные инструменты»
* «Духовые и ударные инструменты»
* «Музыкальный фольклор".
C сентября 2019 года реализуется ППП "Хоровое пение".
Для успешной реализации новых программ ведущие преподаватели музыкальной школы разработали образовательные программы по каждому учебному предмету. Было составлено расписание индивидуальных и групповых занятий, план учебно-воспитательной, методической и культурно-просветительской работы учреждения.
Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (приказ Министерства культуры РФ от 14.08.2013 № 1145)
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе